Следственный изолятор №2
Следственный изолятор №2

Храм

История Покровского храма и Бутырской тюрьмы.

Еще с 1623 года была известна подмосковная деревня Бутыркино по Дмитровской дороге. Тогда это была вотчина боярина Никиты Романова, которую государь московский урезал ему <в пользу казны на 79 дворов>. Название деревни пришло в Москву с Волги и происходит от симбирского словечка <бутырки> - жилище на отшибе. В словаре Даля указано еще одно значение этого слова: бутырщиками именовали в столице типографских рабочих, печатников.           Xram 9                       

Храм Покрова Пресвятой Богородицы при Бутырской тюрьме - древнейшее из сохранившихся тюремных храмовых зданий Москвы.

В 1667 году царь Петр I образует первый регулярный солдатский полк, который встает на квартиры в этой местности и получает название Бутырский, а село Бутыркино, отданное <под селидьбу солдатам Матвеева полка Кракова>, стало называться Бутырской солдатской слободой.
Во времена правления Екатерины II на этом месте была построена казарма Бутырского гусарского полка, а в 1771 году здание было переоборудовано под тюрьму. 

Первым <именитым> постояльцем Бутырки стал в январе 1775 г. арестованный Емельян Пугачев. В подвале одной из башен, ныне носящей его имя - ПУГАЧЕВОЙ, он находился закованный в цепи до дня казни. 
В 1784 г. Екатерина II в письме московскому генерал-губернатору Захару Чернышеву дала согласие на строительство у Бутырской заставы каменного тюремного замка вместо существовавшего деревянного острога. К письму прилагался общий план будущей тюрьмы. 
Вместо старого здания в 1780-90 годах выдающимся московским архитектором Михаилом Казаковым была построено новое тюремное здание близ Бутырской заставы.

 

Hasovna

В центре Бутырского губернского тюремного замка 1782 году Михаил Казаков построил Покровский храм. В альбомах Михаила Казакова сохранились чертежи и планы тюремного здания с церковью посередине: храм находился в центре тюремного замка, с четырех сторон к нему примыкали тюремные корпуса. В 19-м веке храм неоднократно перестраивался. В 1870-1873 гг. тюремный замок был перестроен (архитектор Шимоновский), корпуса, окружавшие храм, снесены, он оказался в центре тюремного двора. Другая тюрьма, пересыльная, во второй половине XIX века находилась на Волхонке, на бывшем Колымажном дворе, при которой в 1868 году была освящена собственная церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского. В 1879 году эту церковь перевели в Бутырский губернский тюремный замок. В 1887 г. храм при Бутырской тюрьме был реконструирован и переосвящен во имя святого благоверного князя Александра Невского. На освящении и литургии присутствовали начальствующие лица и арестанты. В 1899 г. храм был снова перестроен и освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1909 г архитектор В.В. Воейков пристроил к храму звонницу, которая не сохранилась. В 1892-1907 годах настоятелем Бутырского храма служил известный московский священник о.Иосиф Фудель, автор воспоминаний и наставлений тюремным священникам.

Во второй половине XIX века лучшая часть российской интеллигенции избрала для духовного окормления старцев Оптиной пустыни. И молодой служащий Московского окружного суда Иосиф Фудель после двух лет окормления у старца Амвросия по его благословению принимает сан священника. В Москве отец Иосиф получил назначение в храм Покрова Пресвятой Богородицы в Бутырской тюрьме. Прозвище "тюремный батюшка" крепко приклеилось к нему. Он не только утешал заключенных и преподавал им церковные Таинства, но и отечески заботился о безродных, собирал для них передачи, одежду. Нередко беспокоился и о том, как устроился тот или иной подопечный по прибытии на каторгу; случалось, отправлял посылки даже на Сахалин.
Однажды отцу Иосифу задали вопрос: какое общее впечатление вынес он от долгого пребывания среди каторжан. Священник ответил: "Я удивлялся иногда и удивляюсь, почему они - в тюрьме, а я на свободе..." 

После революции церковь была закрыта, и в ее помещении собирали этапы для пересылки. В 1922 году власти изъяли из храма 100 фунтов серебряных церковных украшений и утвари, и вскоре после этого церковь была закрыта.
До революции при тюрьме действовали столярные, переплетная, сапожная, портняжная мастерские, а также мастерские по изготовлению венских стульев и выжигания по дереву.
Также был организован Сергиево-Елисаветинский приют для жен и детей, добровольно следующих за ссыльными в Сибирь.

18805.p

 

В советское время помещение храма использовалось для расширения площадей тюрьмы. В 30-40 годы в здании храма были устроены пересыльные камеры. В числе узников был А.И.Солженицын, вспоминавший, что там были самые тяжелые для арестантов условия, какие только и могли быть в разоренном храме, поскольку заточение в это здание имело временный характер.

После октябрьского переворота в 1917 году Бутырская тюрьма сделалась невольным пристанищем для многих и многих неугодных советской власти людей. Через ее камеры прошли и видные государственные деятели старого режима, и ученые, и литераторы, люди с громкими мировыми именами: все те, кто чем-либо не устраивал новую власть. Под каток безбожной власти попали и служители Церкви: среди узников Бутырки оказались такие священнослужители как митрополит Петроградский Серафим Чичагов, архиепископ Можайский Димитрий Доброседов, епископ Дмитровский Серафим Звездинский, протоиерей Владимир Амбарцумов, протоиерей Иоанн Восторгов, и многие другие.

Они были арестованы именно за принадлежность к Церкви, и уже только эта принадлежность ставила их в ряд врагов советской власти, которые подлежали уничтожению. 

Позднее церковь разделили на два этажа, на которых расположилась тюремная больница, для медсанчасти надстроили третий этаж. 
Впервые после лет безбожия священник в Бутырской тюрьме появился в 1989 году. В 1992 году на третьем этаже здания был освящен храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы.Первым его настоятелем был протоиерей Глеб Каледа (+1994), духовно окормлявший, исповедовавший заключенных, в том числе приговоренных к смертной казни.

 

5


. Под предлогом ремонта в 1997 году сняли крышу, и помещение два месяца стояло под открытым небом. Все было залито водой. Вынужденно храм переместили на первый этаж, но все изменилось в к лучшему. В 14.10.2004 Храм был полностью восстановлен и в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епископ Дмитровский Александр совершил первую Божественную литургию в восстанавливаемом Покровском храме Бутырской тюрьмы. На богослужении  присутствовали около 80 человек. В их числе начальник УИН Москвы, сотрудники исправительных учреждений, депутаты Госдумы, более 15 священнослужителей и заключенные. После литургии молившиеся за богослужением прошли крестным ходом вокруг храма. В настоящее время прихожан-заключенных окормляют священники из московских храмов:
протоиерей Иоанн Зарецкий, иереи Иоанн Власов, Андрей Кожевников, Владимир Гавриков, Иоанн Сирота, Алексий Пеньков, Владимир Родионов, Игорь Осипенко, Анатолий Копалкин, Владимир Лапшин и старший священник иерей Константин Кобелев.По материалам книги П.Паламарчука "Сорок сороков" т.3, 1995,
Дорогие братья и сестры!

Жертвуя на нужды заключенных, вы получаете возможность приобщиться к тем, кто украшает свою душу делами милосердия, помогает чающим сострадания и утешения, и тем самым испрашивает милосердие Божие на последнем и Страшном Суде Христовом и удостаивается посетить Самого Христа, ибо по словам Спасителя : "Алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне... Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне" (Мф. 25, 35-36, 40). 

Ваши доброхотные пожертвования можно перечислять по реквизитам указанным здесь: http://www.butyrka.st-nikolas.ru/content/view/22/24/